Утепление

Обзор рынка теплоизоляционных материалов

Рынок теплоизоляционных материалов в России огромен и представлен сотнями производителей, а объем потребления за 2013 год составил около 53,5 млн кубометров. Что особенно приятно в сегодняшней экономической ситуации — основная масса средств теплоизоляции производится в России (доля импорта за прошлый год составила не более 5%), и это дает надежду, что повышение цен на них будет незначительным.

Несмотря на большой выбор брендов, марок и производителей, видовой ассортимент нельзя назвать разнообразным: минеральная вата, пенополистирол (обычный и экструдированный), пеноизол, жидкая изоляция и некоторые виды стройматериалов, обычно не требующие дополнительного утепления и потому имеющие высокую стоимость (к примеру, поризованный кирпич).

И все же основная конкурентная борьба идет между пенополистиролами и минватой, причем побеждает последняя — около 70% продаж теплоизоляции на российском рынке приходится на нее. Причин тому много. При сравнимой стоимости базальтовой ваты и экструдированного пенополистирола вата паропроницаема, не требует клея или пены при монтаже, экологичнее, а по таким показателям, как горючесть и привлекательность для грызунов, пенопласты тоже серьезно ­проигрывают ей.

Минеральные ваты существуют двух видов: стекловата и каменная ­(базальтовая) вата. Стекловата выглядит хуже каменной по многим характеристикам: она со временем сильнее подвергается усадке, имеет более низкую плотность и, соответственно, тепло- и шумоизоляцию, при ее установке необходимо использовать ­респираторы и средства спецзащиты ­из-за ­стекольной пыли. Но при всем этом стекловата имеет и пару преимуществ: низкую цену и малый вес, что также позволяет сэкономить на ­логистике.

Каменная (минеральная) вата изготовлена из расплава горных пород, как правило, базальтовой группы. Она экологична (присутствие фенолформальдегида в среднем 3,3% и он находится в твердом состоянии), не требует средств спецзащиты при монтаже, огнестойка и не дает усадки. Некоторые производители гарантируют срок ее эксплуатации до 50 лет. К недостаткам каменной ваты можно отнести относительно высокую стоимость и большой вес.утеплитель

Впрочем, выбор между стекловатой и каменной ватой зависит в том числе и от области применения, что связано непосредственно со структурами данных материалов. Волокна стекловаты располагаются, как правило, параллельно и сами по себе длиннее, чем ­волокна каменной ваты, которые имеют хаотичную структуру. По этой причине теплоизоляция из каменной ваты прочнее при сжатии, но хрупче при изгибе, а из стекловаты — более пластична и упруга. В силу этих особенностей стекловату предпочитают использовать как легкий ненагружаемый утеплитель, а базальтовую вату — в навесных и штукатурных фасадах или плоских кровлях.

Часто для теплоизоляции домов и коттеджей применяют различные виды пенопластов. Одним из лучших материалов в этой области является экструдированный пенополистирол. При высокой  по сравнению с обычным пенопластом стоимости он обладает лучшими характеристиками теплопроводности, удобен при резке и шлифовке (несмотря на то, что отвратительно скрипит). В отличие от устаревшего пенопласта он не выделяет вредных газов, хотя производители все равно не ­рекомендуют его использовать в качестве внутреннего утеплителя. Одним из главных недостатков пенополистиролов является их горючесть, да и вообще неустойчивость к высоким температурам и воздействию
УФ-­лучей.

Еще один любопытный материал на основе пенопласта — пеноизол. Монтируется он как монтажная пена (в жидком виде, под давлением), подается в плоскости, которые следует утеплить, и там полимеризуется. Преимущества такого процесса очевидны: теплоизолируемые пространства заполняются целиком, не оставляя мостиков холода, и в застывшем виде пеноизол имеет практически идентичные пенополистиролу характеристики, уступая только в механической прочности.

Тем не менее у пеноизола есть и несколько серьезных недостатков, важнейший из которых — неэкологичность: в период полимеризации пеноизол выделяет небольшое количество крайне вредного формальдегида. Еще одна неприятная особенность пеноизола — довольно сильная, по сравнению с минватой или пенополистиролом, усадка.

Перспективным инновационным утеплителем является вспененный ­полиуретан. Также действуя по принципу монтажной пены, он вспенивается в ­момент нанесения за счет реакции между его компонентами и кислородом. ­Нанесенный достаточно тонким слоем, он увеличивается в объеме почти в сто раз, что позволяет теплоизолировать все труднодоступные пространства. Благодаря методу напыления этот вид теплоизоляции бесшовен, что выступает его безусловным достоинством. Кроме того, вспененный ­полиуретан экологичен и негорюч, а срок его ­службы превышает 50 лет. Из недостатков можно отметить только относительно высокую стоимость и сложность при монтаже собственными силами.

Не так давно на российском рынке появился и радикально новый вид утеплителей — жидкая (или керамическая) теплоизоляция. Эта легкая полимерная композиция с микроскопическими силикатными или керамическими шариками наносится как краска на поверхность, нуждающуюся в утеплении. По словам производителей этого продукта, слой в 1–2 мм заменяет 50 мм минваты или полистирола и может прослужить в течение 10–15 лет. Как и всякой революционной новинке, ему предстоит пройти проверку временем и практикой, чтобы занять свою нишу в семействе теплоизоляционных материалов.

Каждый специалист по строительству имеет свое мнение по поводу того, чем лучше утеплять дом. И в целом можно утверждать, что выбор ­теплоизоляции не всегда обоснован лишь традиционным соотношением цены и качества. Это еще и необходимость учитывать конструктивные особенности строящегося объекта, а также степень доверия и привычки к тому или иному материалу и даже готовность к экспериментам. Единственное, на чем безоговорочно сходится большинство экспертов: дом следует утеплять снаружи, а не изнутри. Как, собственно, и шуба зимой согреет надежнее жидкого 40-градусного утеплителя.

Мнение специалиста

Можно ли обойтись без утепления?

Артем Киселев,

руководитель отдела маркетинга ГК «Экотермикс»:

Единственный случай, когда утепление дома не требуется, это если толщина оградительных конструкций соответствует нормативам СНИП. Но тогда затраты на стены способны сильно ударить по карману, а фундамент будет нести серьезную нагрузку. В 95% случаев принятие этих мер просто нецелесообразно. Для надежного утепления кровли и стен загородного дома достаточно всего 10–15-сантиметрового слоя пенополиуретана. Он не только надежно защитит ваш дом от холода, но и позволит экономить энергоресурсы для поддержания в помещении комфортной температуры.

Может ли теплоизоляция одновременно выступать звукоизолятором?

Наталья Пахомова,

инженер-проектировщик ROCKWOOL Russia:

Теплоизоляция на основе каменной ваты состоит из хаотично направленных волокон, равномерно распределенных по всему объему материала. ­Пространство между волокнами заполнено воздухом (образовываются ­открытые воздушные полости). При падении звуковой волны на плиту из каменной ваты ROCKWOOL происходит интенсивная потеря звуковой энергии за счет трения колеблющихся частиц воздуха о стенки каналов, образованных поверхностями многочисленных волокон внутри изделия. Поэтому утеплители производства компании ROCKWOOL хорошо изолируют воздушные шумы (звуки, распространяющиеся в воздухе), а также ударные (возникшие в результате удара), благодаря чему значительно улучшают акустический комфорт помещений.

В чем преимущества жидкого утеплителя?

Борис Егоров,

вице-президент ассоциации «Синтес»:

Жидкая теплоизоляция является уже готовым к применению продуктом и предназначена для любых материалов и поверхностей ограждающих конструкций зданий, трубопроводов, воздуховодов, различного рода производственного и технологического оборудования и т. д. К ее неоспоримым преимуществам относятся удобство и простота нанесения. Это позволяет организовать теплоизоляцию даже в труднодоступных местах, а также на поверхностях, обладающих сложными формами. Нанесение производится безвоздушным распылителем или малярной кистью. Справиться с этой работой способен ­любой человек без специальной подготовки, просто ознакомившись с инструкцией ­нанесения.